Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.
Уважаемые родители, помните!
1. Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок в будущем приобрел интересную специальность, раскрылся как личность, в первую очередь научите ребенка грамотно и красиво говорить.
2. Правильная речь необходима человеку любой специальности. Неправильная, скудная речь ребенка затрудняет его общение с окружающим миром, отражается на его общем развитии, характере, а в будущем может быть причиной плохой успеваемости в школе. Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих. Поэтому ребенок должен слышать только правильную речь в семье.
3. Речь отца, матери и всех членов семьи — это первый образец, которому подражает ребенок.
Родители!
Вы — первые учителя родного языка для своего ребенка!
Семья — первая школа!
Зачем логопед задает дом задания
Как закрепить правильное произношение звуков в домашних условиях
Как научить ребенка учить стихи
Сюжетные картинки для составления рассказа
Когда идти за помощью к логопеду?
Если хотя бы на один из вопросов вы ответите НЕТ, следует обратиться за помощью к логопеду.
В 3 месяца ваш ребенок:
- Вздрагивает при внезапном звуке?
- Умеет издавать звуки?
- Смотрит на вас с интересом, когда вы разговариваете с ним?
- Улыбается вам в ответ?
- Узнает голос матери?
В 6 месяцев ваш ребенок:
- Поворачивается на звук?
- Издает несколько разнообразных звуков?
- Подражает и повторяет свои собственные звуки?
- Пытается взглядом и/или звуками привлечь ваше внимание?
- Гулит и улыбается в ответ на изменение выражения вашего лица?
В 9 месяцев ваш ребенок:
- Тянется, чтобы его взяли на руки?
- Откликается на свое имя?
- Пытается «заговорить» с вами? (баба, гага)
- Мелодично гулит («напевает»), когда играет один?
- Поворачивается на голос (услышанный разговор)?
- Радуется, когда с ним играют, и «участвует» в разговоре?
- Понимает, когда ему говорят «нет»?
В 1 год ваш ребенок:
- Показывает пальцем на предметы вокруг?
- Повторяет ваши жесты (машет рукой на прощанье) или уже самостоятельно пользуется ими?
- Пытается показать, чего ему хочется, с помощью движений и издаваемых звуков?
- Протягивает вам игрушки, чтобы вы на них посмотрели и/или поиграли?
- Радуется, когда с ним играют в прятки или ладушки, и иногда начинает игру самостоятельно?
- Понимает простые фразы?
В 1,3 года ваш ребенок:
- Обычно смотрит на вас во время общения?
- Повторяет услышанные слова?
- Пытается говорить предложениями, однако, при этом заменяет реальные слова придуманными им самим?
- Произносит одно-два слова?
- Понимает простые вопросы и просьбы? («А ну-ка принеси подгузник». «Где мячик?»)
В 1,6 года ваш ребенок:
- Говоря, смотрит на вас и затем на предмет, о котором говорит?
- Говорит «нет»?
- Произносит десять и более слов?
- Понимает смысл и сам использует названия знакомых предметов (мяч, кровать, свет, автомобиль)?
- Иногда отвечает на вопрос «Что это?»?
- В играх с партнером меняет манеру поведения?
- Использует игрушки в ролевых играх?
В 2 года ваш ребенок:
- Умеет показывать части тела?
- Пользуется описательными словами (голодный, большой, горячий)?
- Говорит комбинациями из двух слов? (Я пойду. Еще печенья.)
- Задает такие вопросы, как «Что это?»
- С удовольствием выслушивает небольшие рассказы?
В 3 года ваш ребенок:
- Выполняет просьбы, состоящие из двух частей? (Пойди на кухню и возьми чашку)
- Участвует в коротких разговорах?
- Пользуется в общении предложениями из трех и более слов?
- Рассказывает о том, что случилось в прошлом?
- Задает вопросы, начинающиеся со слова «почему»?
- Другие люди — не члены вашей семьи — понимают хотя бы половину из сказанного им?
В 4 года ваш ребенок:
- Правильно («по-взрослому») произносит целые предложения?
- Рассказывает истории, которые легко понять?
- Задает вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?
- Задает множество вопросов?
- Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он» и «она»?
- Начинает разговор и может его поддержать, не отклоняясь от первоначальной темы?
- При игре с другими может словами пояснить ролевые ситуации?
- Другие люди — не члены вашей семьи — понимают три четверти сказанного им?
В 5 лет ваш ребенок:
- Может объяснить, как пользоваться тем или иным предметом?
- Отвечает на вопросы, начинающиеся словами «когда» и «почему»?
- Рассказывает о прошедших, предстоящих и воображаемых событиях?
- Участвует в длительных и подробных беседах?
- Другие люди — не члены вашей семьи — понимают почти все сказанное им?
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки не менее 5-6 раз, которые помогут быстрее освоить все упражнения, к тому же по ним можно заниматься, не имея под рукой дополнительных книг.
Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.
Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов артикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности именно у вашего малыша.
Рекомендации к проведению упражнений:
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.