В российской практике организации дошкольного образования создается достаточно разнообразная палитра вариативных форм дошкольного образования:
-группы адаптации для детей раннего возраста,
-группы предшкольной подготовки,
-центры игровой поддержки,
-группы выходного дня,
-группы коррекции и развития для малышей с проблемами, лекотеки и др.
С имеющимся сегодня в городе повышенным спросом на услуги дошкольного образования, ростом рождаемости, социальными потребностями семьи по обеспечению ухода и присмотра за детьми возникает необходимость обеспечения доступности системы дошкольного образования.
Она призвана быть сегодня гибкой, многомодельной, отвечающей социальным запросам родителей.
С целью расширения и развития современных форм дошкольного образования и для обеспечения наиболее полного охвата детей дошкольным образованием на базе нашего дошкольного учреждения так же могут функционировать семейные группы.
С какой же целью организуются семейные группы?
С целью:
- помощи многодетной семье в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста;
- предоставления многодетным родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей;
- развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании ребенка;
- расширения форм дошкольного образования для детей с проблемами в здоровье и развитии.
Задачи, которые мы поможем решить, организуя работу семейной группы:
- реализация в семьях дошкольных образовательных программ;
- оптимизация развития ребенка, его введение в образовательный социум учреждения;
- обеспечение физического, психического здоровья, эмоционального благополучия ребенка в условиях семейного воспитания;
- формирование у детей социально-личностных духовно-нравственных качеств на основе традиций семейного воспитания;
- создание новых рабочих мест, поддержка многодетных семей;
- сокращение очередей в детские сады.
Нормативно-правовым регулированием деятельности семейной группы это —постановление администрации Тамбовской области о семейной группе
Алгоритм организации семейной группы следующий:
- Родитель (законный представитель) детей, претендующий на должность воспитателя (младшего воспитателя) семейной группы, подает письменное заявление об открытии группы в управление народного образования администрации города Мичуринска.
- К заявлению прилагаются документы в соответствии с пунктом 3.2 Положения об организации деятельности семейных групп на базе муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного постановлением администрации города Мичуринска от 31.05.2016 №1167.
- автобиография;
- диплом, аттестат об образовании;
- медицинская книжка с отметкой о прохождении обязательного медицинского осмотра;
- копия паспорта;
- копия свидетельства о браке (для лиц, состоящих в браке);
- копии свидетельств о рождении детей;
- копия трудовой книжки;
- письменное согласие на открытие группы совершеннолетних членов семьи собственников (нанимателей) жилья;
- справки органов внутренних дел об отсутствии судимости;
- документ, подтверждающий право пользования жилым помещением и (или) право собственности на жилое помещение;
- справка о регистрации кандидата по месту жительства.
- В соответствии с распоряжением администрации города Мичуринска создается комиссия, которая рассматривает предоставленные заявителем документы, обследует жилищно-бытовые, социальные условия жизни кандидата по месту его проживания, изучает возможность открытия семейной группы на основании предоставленных документов, указанных в пункте 3.2 Положения об организации деятельности семейных групп на базе муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования и готовит заключение о возможности открытия группы. 4. Решение об открытии семейной группы принимается на основании положительного заключения комиссии в месячный срок со дня подачи родителями (законными представителями) заявления с приложением необходимых документов.
- В случае отрицательного заключения комиссии управление народного образования администрации города Мичуринска в месячный срок со дня подачи заявления направляет обоснованный отказ родителю (законному представителю).
- Семейная группа размещается в жилых помещениях (частных жилых домах или квартирах) по месту проживания семьи.
Требования к кандидатам на должность воспитателя
(младшего воспитателя) семейной группы
- На должность воспитателя (младшего воспитателя) семейной группы назначается родитель (законный представитель) семьи.В случае если родитель (законный представитель) имеет среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы, он принимается в штат детского сада на ставку воспитателя.
- В случае если родитель (законный представитель) имеет среднее начальное профессиональное образование или среднее (полное) общее образование, он принимается в штат детского сада на ставку младшего воспитателя.
- Для родителей (законных представителей) замещение должности воспитатель (младший воспитатель) является основным местом работы.
- Замещение должности воспитателя (младшего воспитателя) по совместительству не допускается.
- Воспитатель (младший воспитатель) семейной группы зачисляется в штат образовательного учреждения, с ним заключается трудовой договор на период функционирования группы.
- При подборе воспитателя (младшего воспитателя) семейной группы учитываются условия проживания семьи, нравственные и личностные качества, способность к выполнению возложенных обязанностей, а также взаимоотношения членов семьи кандидата с детьми.
- Семейная группа создается после проведения собеседования с кандидатом на должность воспитателя (младшего воспитателя), обследования условий жизни его семьи и вынесения положительного заключения комиссии.
Финансовые показатели функционирования семейных групп
Нормы питания в семейных группах установлены приказом управления народного образования от 31.10.2016 №538 «Об установлении стоимости питания одного ребенка в день в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных организациях» и составляют: для детей до 3-х лет 83 рубля в день, для детей старше 3-х лет 86 рублей в день. Размер родительской платы в семейной группе установлен постановлением администрации города Мичуринска от 27.09.2016 №2308 «Об установлении ежемесячного размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за ребенком в муниципальных образовательных организациях города Мичуринска, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования» и составляет 1800 рублей в месяц. Средняя заработная плата работников семейных групп – 7500 рублей в месяц.
- Воспитатель (младший воспитатель) семейной группы зачисляется в штат образовательного учреждения, с ним заключается трудовой договор на период функционирования группы.Зачисление воспитанников в семейную группу на основании направления комитета образования, оформление личных дел воспитанников.Составляется социальный паспорт, происходит первичное анкетирование, представителей многодетных семей, решивших организовать семейную группу, в целях выявления потребностей и актуальных линий взаимодействия с ДОУ.
- Определяется модель образования, порядок взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения с учетом возраста детей. Возможно, что формы работы могут корректироваться в соответствии с запросами мам-воспитателей семейных групп.
- Отношения между семьей и дошкольным учреждением будут регулироваться договором, Само помещение для группы (в данном случае — квартира) должно соответствовать санитарным нормам и правилам, принятым для детских садиков: это требования по наличию спальных помещений, игровых комнат и т. д.
- Вносятся изменения в штатное расписание детского сада.
- Ответственность за комплектование семейной группы возлагается на старшего воспитателя.
- Утверждается список детей семейной группы воспитанников в группах (не менее 3 человек).
- Утверждаются документы, определяющие функционирование семейной группы (режим работы группы, учебный план, расписание занятий, режим дня и распределение организации жизнедеятельности детей, форма заявления родителей (законных представителей), форма договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями).
- Ответственность за качество реализуемых программ и осуществление воспитательно-образовательного процесса в семейной группе возлогаются на старшего воспитателя.
- Контроль за организацией питания в семейной группе, медицинское обслуживание возлогается на медицинскую сестру.
- Определяются специалисты, для осуществления психолого-педагогического сопровождения семейной группы.
- Общее руководство семейной группой остается за руководителем детского сада.
- Режим работы семейной группы и пребывания в нем детей определяются уставом ДОУ, договором между ДОУ и родителем (законным представителем).
- Образовательная работа с детьми и другие виды деятельности могут проводиться как в здании ДОУ, так и в домашних условиях. Обучение и воспитание детей в семейном детском саду осуществляется по той же образовательной программе, что и в детском саду.
- Режим функционирования семейной группы может быть двух видов: первая половина дня — до 13 часов или полный рабочий день. Семейный воспитатель приводит детей в ДОУ, где с ними проводятся все режимные моменты: гигиенические процедуры, занятия, прогулки, организация игр и развлечений.
- Сотрудники ДОУ (музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед) проводят занятия, игры и развлечения с детьми по графику, утвержденному заведующей ДОУ. Так как семейная группа является структурным подразделением ДОУ, то дети могут посещать отдельные занятия и участвовать в праздниках и развлечениях.
- Семейная группа имеет разновозрастной состав, поэтому для каждого ребенка может быть разработан индивидуальный образовательный и организационный маршрут.
- Расписание занятий семейной группы определяется расписанием занятий тех возрастных групп, в которые ходят дети семейной группы. Исходя из вышесказанного, каждое учреждение может для себя определить Модель образовательного процесса.
Модель образовательного процесса:
Модель № 1 Образовательную деятельность осуществляет мама – воспитатель. Раз в неделю дети посещают ДОУ, участвуют в совместной деятельности с взрослыми. Один раз в неделю педагог-психолог посещает семейную группу, оказывает консультативную помощь и организует образовательную деятельность с детьми.
Модель №2 Образовательная деятельность организуется базе ДОУ ежедневно. Дети закреплены за возрастной группой, участвуют в совместной деятельности с взрослыми и детьми, прогулка, вторая половина дня. Участие в совместных праздниках и развлечениях в ДОУ.
Модель №3 Образовательная деятельность организуется педагогами – специалистами ДОУ на базе 1-2 раза в неделю. Посещение дополнительных образовательных услуг в детском саду.
Модель №4 Образовательную деятельность осуществляет мама – воспитатель. Раз в неделю образовательную деятельность осуществляют педагоги-специалисты (изо, педагог-психолог, учитель-логопед) на дому. Участие в совместных праздниках и развлечениях в ДОУ.
Востребованность семейных групп:
Для ребенка — это разностороннее развитие с участием специалистов ДОУ и социализация.
Для Мамы-воспитателя — это возможность трудоустройства, не прерывая процесс воспитания детей; заработная плата; получение консультативной помощи в вопросах воспитания и образования детей от специалистов.
Для учреждения — это возможность охвата большего числа дошкольников.