Образовательные стандарты

«Новые стандарты задают совершенно новые возможности индивидуализации образования»

министр образования и науки РФ    Д. Ливанов 

   Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155                      «Об утверждении ФГОС ДО»

«Что такое, ФГОС?»

Федеральный государственный образовательный стандарт это:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства;построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • содействие и и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным  участником образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество детского сада с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия и самоценности детства. Наложено табу на любые формы и методы школьной модели обучения, т.е. та, классно — урочная модель образования, которая присутствовала в детских садах и была привнесена из школы, будет утрачена. Мы считаем что, принятие стандарта приведет к росту социального статуса детства. А это значит, что возрастет социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольных учреждений, а также воспитателей.
    ФГОС дошкольного образования состоит из трёх требований или как мы называем «из 3-х Т», это требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, требования к условиям реализации программы и требования к результатам освоения программы дошкольного образования
    Стандарт не допускает никаких оценок, проведения промежуточной и итоговой аттестации детей, экзаменов. Документом определены лишь целевые ориентиры, это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность. Вот некоторые целевые ориентиры, они не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами для и для родителей.

 Компоненты образовательных областей по ФГОС ДО

На сайте www.preobra.ru идет обсуждение проектов обновлённых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования.

Одним из нововведений в предложенной редакции проекта ФГОС является подробное описание требований к предметным результатам по каждому учебному предмету. Уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Обновлённый проект ФГОС сохраняет принцип вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.

При составлении проекта ФГОС авторы стремились снизить бюрократическую нагрузку на учителей.

Минпросвещения России приглашает всех заинтересованных лиц, организаций, общественности принять участие в обсуждении.

Текст проекта ФГОС размещён на ресурсе https://www.preobra.ru.  На сайте  предоставлена возможность дать оценку как документу в целом, так и отдельным его разделам. Предложения по доработке в текст документа можно вносить до 29 апреля 2019 года.


В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования призван обеспечивать:

единство образовательного пространства Российской Федерации;

преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — ФГОС) включает в себя требования к:

структуре основной образовательной программы начального общего образования, а том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;

условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказов Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 3734.

Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом.

Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС, постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.

Образовательное учреждение может принять решение о переходе на ФГОС начального общего образования, если обеспечена готовность к реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС:

  • разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;
  • нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.);
  • приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
  • определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;
  • разработаны локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;
  • определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);
  • разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
  • осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);
  • обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.